Куклотерапия в решении детских проблем

22.01.2021

Куклотерапия в решении детских проблем

Семинар – практикум для педагогов «Куклотерапия в работе педагога – психолога ДОУ».

Четкого определения данному виду терапии пока нет. Разные авторы относят куклотерапию либо к арт-терапии, либо к игротерапии. Возможно, это связано с типом кукол − если используются промышленные куклы, тогда говорят об игротерапии, а если куклы изготавливаются самими участниками терапевтических сессий, то вполне логично отнести куклотерапию в область арт-терапии, использующей искусство для психотерапевтических и лечебных целей.

Наверное, ни одно из рассмотренных выше определений не дает полного представления об этом методе. Кажется уместным на сегодняшний день согласиться со следующим: «Куклотерапия − это раздел частной психотерапии (терапии творческим самовыражением), использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (родителя, педагога, врача)».

Является ли куклотерапия терапевтической системой?

По мнению Х.Дж.Джинотт, «каждая терапевтическая система должна объяснить и оправдать свою эффективность в терминах ее влияния на хорошо выделяемые переменные терапии».

Для оценки эффективности предлагается ответить на пять вопросов.

1. Облегчает или нет этот метод (в нашем случае, куклотерапия) установление терапевтических отношений?

2. Облегчает или затрудняет куклотерапия катарсис?

3. Помогает или препятствует метод достижению инсайта?

4. Дает ли он возможность или препятствует изучению реальности?

5. Открывает он или блокирует каналы сублимации?

Воспользуемся предложенными критериями и попробуем оценить куклотерапию.

1. Детям, имеющим проблемы, часто трудно пойти на контакт с незнакомым человеком. И здесь помогает кукла. Именно она привлечет к себе внимание ребенка (согласитесь, красивую или необычную куклу всегда хочется потрогать, хочется прикоснуться к ней), первой «заговорит» с ним. Он же может тоже взять в руки куклу и говорить от ее имени.

2. «Катарсис — это специальный прием терапевтического воздействия, заключающийся в разрядке, «отреагировании» аффекта, ранее вытесненного в подсознание и являющегося причиной невротического конфликта».

Средствами для достижения катарсиса являются «проигрывание» и «проговаривание» своих проблем. Куклы и специально организованная среда для манипулирования ими являются хорошим средством для выражения своих проблем и поиска их решения.

3. «Инсайт — внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы».

Изготовление кукол, манипулирование ими приводит к осознанию проблем, размышлению над ними и поиску решений.

4. Куклы, по утверждению многих психологов, позволяют чувствовать себя защищенными при решении своих проблем и освоении новых способов поведения и коммуникации. Попробовав новый стиль межличностных отношений, манипулируя куклой, и убедившись в его эффективности, легко перенести этот стиль в реальность.

5. «Сублимация − один из механизмов психологической защиты, снимающий напряжение в ситуации конфликта путем трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества. Вне психоаналитической трактовки термин используется для обозначения переключения активности субъекта на более высокий уровень».

Манипулирование куклами с целью снятия нервного напряжения, агрессии можно считать сублимацией (дети, злясь на своих родителей или братьев и сестер, бьют не их, а кукол).

Анализ литературы позволяет определить круг проблем и виды кукол, используемых для их решения.

1. Психодиагностика: конкретизация проблемы.

Играя куклами, ребенок может более точно, чем словами, рассказать о том, что происходит в его жизни, что он чувствует по этому поводу, как относится к окружающим, при этом за все сказанное ответственность несет кукла, а не ребенок. По словам Х.Дж.Джинотт, «игра ребенка является его языком, а игрушки — словами».

Для диагностики глубинных проблем у более взрослых детей и подростков рекомендуется изготавливать куклу (главное, чтобы это не занимало много времени).

Л.Д.Лебедева предлагает использование «пальчиковых» кукол для диагностических целей.

2. Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.Хочу такой сайт

Здесь возможно применение любых театральных кукол.

3. Приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия.

Игра с куклами-героями сказок становится своеобразной школой социальных отношений, поскольку такие куклы несут в себе эталонность нравственного облика. Решение этой задачи возможно с любым видом кукол.

4. Развитие коммуникативных навыков.

Используются марионетки, «пальчиковые» куклы, мимирующие куклы, петрушечные.

5. Развитие самосознания.

6. Развитие грубой и мелкой моторики.

Многие авторы указывают полезность использования для решения этой задачи кукол-марионеток.

7. Разрешение внутренних конфликтов.

8. Профилактика и коррекция страхов.

Чаще используются куклы теневого театра, но неплохие результаты дает работа с «пальчиковыми» куклами.

9. Развитие речи.

10. Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.

Об использовании кукол в этом направлении говорит А.В. Гнездилов, создатель первого в России хосписа.

11. Коррекция отношений в семье.

С.К.Кожохина, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева и Т.М.Грабенко предлагают для укрепления внутрисемейных отношений использование театра марионеток.

12. Становление психосексуальной идентичности мальчиков и девочек.

Типология куклы

Существуют различные классификации кукол:

  1. По способу изготовления.
    • Промышленные
    • Ручной работы (hand-made)
  2. По используемым материалам
    • Текстильные
    • Деревянные
    • Бумажные (из листов бумаги, папье-маше)
    • Глиняные (керамика, фарфор)
    • Из полимерных пластиков (холодные, горячие)
    • Резиновые
    • Пластмассовые
  1. По сфере использования
    • Игрушки
    • Театральные
    • Интерьерные
    • Сувенирные
    • Чучела
    • Обрядовые

4. По своему внешнему виду, который определяет направление общения ребенка с игрушкой (по Мухиной В.С.)

  • «прекрасные куклы», имеющие большие глаза, обрамленные ресницами, короткий носик, маленький яркий рот, обязательно густые и блестящие — белые, золотистые, рыжие, черные — волосы.
  • характерные куклы (кукла-мальчик и кукла-девочка) с ярко выраженными определенными качествами: наивность, глупость, озорство и т.п.
  • куклы эмоциональной рефлексии изображают мальчика или девочку в разных эмоциональных состояниях (покой, улыбка, печаль, злость, страх, удивление). Ребенок строит с каждой из них свои отношения, соответствующие его настроению
  • этнографические куклы, внешний вид которых отражает национальные черты того или иного народа.

Лучшей на сегодняшний день классификацией специалисты называют систему, разработанную философом и культурологом Ю.М.Лотманом. В основу своей классификации он положил принцип «мобильности» кукол. (26) К первой группе Ю.М. Лотман отнес кукол для игры: детские игрушки, театральные куклы, обрядовые, куклы для шествий, телекуклы. Ко второй группе относятся куклы для упражнения и украшения: интерьерные, коллекционные, сувенирные, пугала, восковые куклы и манекены.

Составила: Арсенина Н.Н., педагог – психолог

Список источников

http://vseostresse.ru/emocionalnye-narusheniya/metodypsixoterapii/kukloterapiya.html, http://armpositive.com/ru/component/content/article/313).

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».