Консультация для педагогов «Использование прищепок при усвоении детьми пространственных представлений»

23.01.2021

Материал подготовил: воспитатель коррекционной (лгопедической) смешенной дошкольной группы Долгая Е.А.

Главная цель использования прищепок в работе с дошкольниками – это развитие тонких движений пальцев рук. По мнению известного исследователя детской речи М.М. Кольцовой, «…есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».

Таким образом, на занятиях по развитию речи, а тем более в коррекции речевых недостатков дошкольников, правомерно и необходимо применение разнообразных приемов, способствующих становлению полноценной мелкой моторики рук.

Довольно часто дошкольники испытывают затруднения при овладении пространственными представлениями. Некоторые дети (особенно леворукие) плохо ориентируются как в схеме собственного тела, так и на плоскости. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), умственное развитие, усвоение знаний, навыков, умений осуществляются как поэтапный переход «материальной» (внешней) деятельности во внутренний, умственный план.

Как показала практика, при ознакомлении со схемой собственного тела эффективно использование прищепок в качестве «материальной опоры», обозначающие такие абстрактные понятия, как «право – лево».

Каждому ребенку предлагается яркая прищепка, которая прикрепляется им к правому рукаву своей одежды. Эта прищепка служит для дошкольника зрительным напоминанием при выполнении заданий, требующих определения правой и левой стороны собственного тела, а позже – правой и левой стороны листа бумаги (плоскости):

У тебя на рукаве огонек горит –Хочу такой сайт

Это ПРАВАЯ рука, он нам говорит!

В исследовании педагогов и психологов отмечается несомненная важность работы по развитию пространственных дифференциаций для преодоления нарушений письменной речи у школьников, а также для предупреждения дисграфии у дошкольников. Так, в ряде работ, посвященных коррекции нарушений письма учащихся общеобразовательных школ, И.Н. Садовникова предлагает такую последовательность освоения детьми пространственных представлений:

  • определение схемы собственного тела;
  • правого и левого направлений в пространстве по отношению к себе;
  • пространственных взаимоотношений объектов по зависимой и независимой точке отсчета;
  • схемы тела человека, стоящего напротив;
  • последовательности предметного ряда;
  • овладение пространственными ориентировками на плоскости;
  • усвоение предлогов пространственного значения.

Список использованных источников

Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. Игры с прищепками: творим и говорим. − М.: Издательство: Сфера, 2012. − 64 с.

http://logoped.name/2011/04/

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».