22.01.2021
Памятка «Артикуляционная гимнастика»
Для формирования правильного звукопроизношения я рекомендую проводить артикуляционную гимнастику. Цель гимнастики – выработка полноценных движений артикуляционных органов. В наших щеках, губах, языке тоже есть мышцы. Вот эти мышцы речевого аппарата можно тренировать с помощью артикуляционной гимнастики. Проводить гимнастику необходимо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.
Упражнение «Лягушка».
Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.
Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.
Как веселые лягушки тянем губки прямо к ушкам.
Потянули – перестали. И нисколько не устали!
Упражнение «Слон».
Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.
Подражаю я слону –
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Упражнение «Лягушка – слон».
Чередование положений губ: в улыбке — трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.
Упражнение «Рыбка».
Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично под счёт.
Упражнение Качели».
Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1)кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!
На качелях я катаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
Упражнение «Часики».
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!
Тик – так, тик – так, ходят часики вот так.
Упражнение «Лопаточка».
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5 – 10 сек. Если язычок не хочет расслабляться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.
Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.
И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять…
Упражнение «Иголочка».
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряженный язык. Удерживать 5-10 сек.
Язычок вперёд тяну, подойдёшь, и уколю.
И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять…
Упражнение «Лопаточка – иголочка».
Чередование положений языка: широкий – узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.
Язык иголочкой потом и потянем остриём.
Упражнение «Горка».
Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.
Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.
Скатываются зубки с горочки.
Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно. А главное она гибка и податлива. Главное – важна любовь и стремление помочь ребенку.