22.01.2021
Консультация Артикуляционная гимнастикадля звуков [р], [р’]
Традиционную артикуляционную гимнастику по группам звуков я предлагаю проводить в игровой форме. Взрослый читает стихотворение, а дети делают соответствующие упражнения по ходу повествования, как бы участвуя в действии. Объединив упражнения в один сюжет и положив его на стихотворную основу, гимнастика станет более интересной для детей.
К нам лошадка прискакала и стучать копытом стала. (Улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка).
Прибежал за ним индюк и болбочет странный звук. (Положить язык на верхнюю губу и поглаживать её кончиком языка вперёд-назад).
И лошадка попыталась, но другое получалось… (Поцокать, присасываясь языком к верхней губе.)
И лошадка ускакала — Ведь грибов пора настала. (Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная вязка была натянута.)
И нашла: в лесу у кочки к небу тянуться грибочки. (Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык нёбу, открывать и закрывать рот, растягиваясь при этомподъязычную связку.)
Потолок в конюшне красят — Долго – долго свет не гасят. (Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд-назад.)
А потом ушли во двор — Там шофёр завёл мотор. (Сказать губами:«Тпрр».)
Дуем снизу на язык — Так дрожать он не привык. (Подуть на язык, лежащий на нижней губе.)
Дуем сверху на него — Не боится ничего! (Подуть на язык, лежащий На верхней губе.)
А потом мы язычок Занесём на бугорок. (Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы его кончик крепко упирался в альвеолы – бугорки за верхними зубами.)
То ли это пулемёт, так упрямо бьёт и бьёт, То ль отбойный молоток разбивает бугорок. (Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно повторяя: «Д – д – д».)
Ставим чашечку за зубы, ждём зелёный светофор, А теперь – кто ездить любит, Заводите свой мотор! (Кто может – рычит. Кто не может – поддувает на кончик языка, стоящий «чашечкой» и плотно прижатый боковыми краями к боковым зубам.)
Используемая литература:
1.Крупенчук О.И. Интерактивная артикуляционная гимнастика. — СПб.: Издательский Дом « Литера», 2014.-32с.:ил.-(Серия « Уроки логопеда»)